Запах секса: вся правда о феромонах

16 мая 2016

Запах секса: вся правда о феромонах  Действительно ли запах человека содержит феромоны, которые выполняют роль афродизиаков и привлекают потенциальных сексуальных партнеров?

В 2010 году десятки людей собрались в Бруклинской арт-галерее для того, чтобы нюхать грязные футболки. Это была не вечеринка фетишистов, а попытка узнать, как далеко могут завести чары обоняния.

Идея вечеринки была проста: расстегнуть молнию одного из многочисленных пронумерованных мешков с чьей-то нестиранной футболкой и вдохнуть поглубже. Если запах показался привлекательным, – свидание с его обладателем было гарантированно.

Слет нюхальщиков имел успех и вскоре подобные вечеринки проводились в Лос-Анджелесе и Лондоне. Как отметило одно издание, люди надеялись "найти свою любовь с помощью обоняния и веры в науку".

Человечество прониклось интересом к феромонам после широкого распространения посредством поп-культуры идеи о том, что неуловимое вещество повышает шансы встретить любовь

Человечество прониклось интересом к феромонам после широкого распространения посредством поп-культуры идеи о том, что неуловимое вещество повышает шансы встретить любовь.

Некоторые покупают духи под названием "зелье любви" с содержанием андростенона - самого мощного из афродизиаков, который, по утверждению продавцов, повышает либидо у женщин и мужчин.

Еще одно вещество - андростенол (который является половым феромоном свиней), как обещают продавцы, способствует сближению между лицами противоположного пола. На рынке существует много феромонов, рекламируемых в качестве средств, которые сделают вас более раскованными, подчеркнут мужественность мужчин и помогут расслабиться во время сексуальной близости.

Однако подтверждают ли научные исследования чудодейственную силу феромонов? Могут ли они на самом деле изменить нашу сексуальную жизнь? И действительно ли любовь витает в воздухе, или это просто запах человеческого тела.

Термин феромоны появился в 1959 году, когда ученые Петер Карлсон и Мартин Лушер из Мюнхенского университета в Германии заявили, что среди миллионов производимых животными молекул имеются особенные. Их природа сходна с гормонами в крови, но источает их поверхность тела, влияя на поведение и физиологию других существ.

В том же году был открыт первый феромон. Производимая самкой тутового шелкопряда молекула, которую назвали бомбикол, притягивала внимание самцов в радиусе несколько километров. Бомбикол идеально подходил под определение феромона. Он был прост, всего лишь одна молекула. Он срабатывал только с конкретным видом моли. Он неизменно вызывал стереотипную реакцию. Снова и снова самцы шелкопряда летели на открытую молекулу, даже если ни одной самки поблизости не было.

Гормоны были старой новостью, феромоны – последним словом науки

Публика была взбудоражена. Гормоны были старой новостью, феромоны – последним словом науки. Тема проникла сначала в научную, а затем и в популярную литературу. Каждая ветвь дерева жизни, от микробов до мышей, контролировалась невидимым веществом, которое повелевало всем и управляло поведением и психологией других. В воздухе, в океане и на земле фермоны направляли непрекращающийся поток жизни.

В 1971 году люди впервые стали объектом подобных исследований.

Все началось с научного открытия, которое уже давно превратилось в бытовой миф: менструальные циклы у женщин, живущих вместе, постепенно синхронизируются. Теория возникла и была подтверждена в ходе известного исследования, проведенного студенткой Колледжа Уэллсли в штате Массачусетс Мартой МакКлинток и описаного в журнале Nature.

У 135 студенток, участвовавших в исследовании и проживавших вместе в пригородном общежитии, в течение шести месяцев эксперимента менструальный цикл начал постепенно синхронизироваться. С тех пор это очень популярное в научных кругах исследование неоднократно использовали в качестве доказательства существования человеческих феромонов, которые способствуют синхронизации репродуктивного периода самок.

Тем не менее большое количество проведенных позже исследований так и не смогли подтвердить результаты, полученные МакКлинток, и ученые пришли к выводу, что, очевидно, имело место статистическое совпадение. Частотность, длительность (5 дней из 28), а также нерегулярность женского менструального цикла делают подобную синхронизацию весьма вероятной.

Впрочем, в 70-е это открытие стало громкой сенсацией, в первую очередь из-за большого интереса научного сообщества к возможности существования человеческих феромонов.

В том же году в журнале New Scientist появилась статья, автор которой Г. А. Кук якобы обнаружил по крайней мере два вида феромонов в образцах пота человека и при его дыхании. Один из них, насколько он мог судить, имел запах, напоминающий чесночный.

"Он содержится в дыхании женщины, когда она сексуально возбуждена и не является результатом употребления чеснока", - писал ученый. Автор исследования также утверждал, что этот феромон возбуждает мужчин, поэтому женщины часто добавляют чеснок в пищу.

"Другой феромон - запах страха, который, безусловно, чувствуют собаки", - писал исследователь, явно не учитывая тот факт, что феромоны имеют четкую видовую специализацию.

Большую часть подобных гипотез научный мир быстро опроверг, впрочем некоторые из них продолжали будоражить умы человечества.

В 1991 году несколько психиатров из Университета штата Юта выступили на конференции в Париже с докладом об открытии двух новых видов половых феромонов человека.

У 49 добровольных участников эксперимента "предполагаемые человеческие феромоны" якобы увеличивали электрическую активность мозга между вомероназальным органом и головным мозгом. У мышей, а также многих других млекопитающих, этот орган, который также называют "вторичным носом", улавливает ряд химических сигналов - независимо от первичной обонятельной системы.

Исследование 2000 года, результаты которого описала Марта МакКлинток, подтвердили эти выводы и привели к росту популярности человеческих феромонов.

Тем не менее нет никаких доказательств того, что приматы, в том числе человек, умеют различают химические сигналы так же, как мыши. У людей это рудиментарный орган, который ограничивается несколькими порами внутри носовой полости и взаимодействие между ними и мозгом почти отсутствует.могут влиять на поведение приматов и людей

Однако эти "предполагаемые человеческие феромоны" активно продаются и сегодня.

На самом деле некоторые исследователи, среди которых Ричард Доти, директор Центра исследований обоняния и вкуса в Филадельфии, считают, что феромоны не имеют существенного влияния ни на один из видов млекопитающих. Млекопитающие имеют слишком сложную организацию, чтобы такие простые молекулы могли влиять на их поведение.

Возьмем, к примеру, копулины - молекулы, обнаруженные в конце 1960-х у самок лабораторных макак-резус. Это вещество выделяется из влагалища самок и вызывает сексуальное возбуждение и активное сексуальное поведение у самцов. Тем не менее копулины не являются феромоном. Самцы, принимавшие участие в исследовании, встречали этих самок раньше и узнавали их по характерному запаху.

Копулин, однако, скорее похож на аромат, чем на феромон. Его часто используют в производстве духов.

И таких примеров много, отмечает Доти. "Термин "феромон" используют направо и налево, значит, он уже давно утратил свою научную ценность", - добавляет ученый. Большая часть так называемых феромонов содержит много химических веществ, что отрицает определение простоты. Некоторые из них "работают" лишь у отдельных испытуемых и не имеют никакого результата с другими. И, так же, как копулины, их эффективность в основном зависит от предыдущего опыта общения и распознавания знакомого запаха.

Несколько лет назад Джейн Херст из Ливерпульского университета обнаружила новый вид белка - дарцин, который содержится в моче самцов мышей. Названный в честь героя-любовника из романа "Гордость и предубеждение" этот белок не только привлекает самок, но и выполняет роль жесткого диска, сохраняя информацию и позволяя самке запомнить специфический запах самца и место их встречи.

Этот белок также функционирует как аттрактант (вещество, которое привлекает живые существа и заставляет их двигаться на источник запаха. -Ред.) и запоминающее устройство. Интересно, что без дарцина - только одного вида сигнального белка - самка не испытывает интереса к противоположному полу и не помнит предыдущих отношений.

"Я изменила свое мнение, - говорит Херст, которая ранее решительно опровергала идею существования человеческих феромонов. - Есть определенные химические вещества, которые имеют право называться феромонами".

Последующие исследования подтвердили эффективность дарцина, который сам по себе в чистом виде и в отсутствие самцов вызывал специфическую реакцию у самок. К тому же эта реакция была генетически обусловленной, а не стала результатом полученного в течение жизни опыта.

Вопрос в том, могут ли феромоны выполнять такую же функцию у людей? Ответ ученых - маловероятно. "У людей практически невозможно проверить действие феромонов изолированно", - объясняет Херст. Опыт общения, личные предпочтения, а также отсутствие рефлекторных реакций нарушат всякое тщательно контролируемое исследование. Большое количество внешних факторов, которые влияют на поведение человека, сделают выводы исследования неоднозначными.

Тем не менее это, возможно, не касается новорожденных, поскольку они еще не имеют опыта и не стали объектом культурного влияния. Исследование 2009 года показало возможные точки интереса. При грудном вскармливании железы возле соска матери набухают и выделяют дополнительное вещество в молоко. Размещение этого вещества возле носа младенца вызывает стереотипное поведение. Дети открывают рот, высовывают язык и начинают сосать. Они пытаются кормиться.

Важным фактом оказалось то, что секреция, взятая у других матерей, вызывала такую же реакцию у детей. А это отрицает возможность того, что дети просто опознавали запах своей матери.

По мнению исследователя из Оксфордского университета Тристрама Уайатта, ареолярная секреция - самая большая надежда ученых найти первый человеческий феромон. Если это вещество удастся синтезировать в лаборатории, оно сможет помочь детям, имеющим проблемы с захватом соска - одной из основных причин детской смертности во многих развивающихся странах. В сельской местности Ганы, например, уровень детской смертности по причине задержки в сосании лишь на один час после рождения составляет 22%.

Это также способствовало бы исследованию феромонов в целом. "Если нам удастся найти феромон молочных желез, это придаст нам уверенности в поисках феромонов, которые функционировали бы во взрослом организме, - отмечает Уайатт. - В конечном итоге мы можем прийти к выводу, что человеческих феромонов не существует. Проблема в том, что такие молекулы до сих пор не были определены".

На данный момент единственное, что можно с уверенностью сказать, это то, что люди имеют запах.

 

ВВС





Последние комментарии

РЕПОРТЕРЪ приветствует комментарии и оживленные дискуссии. Разрешается конструктивная критика по теме.
Комментарии, содержащие нецензурную лексику или личные оскорбления, будут удалены с сайта.
Если вы заметили комментарий, который не соответствует этим стандартам, пожалуйста, сообщите в редакцию. Мы примем меры, чтобы заблокировать нарушителя.

Оставить комментарий

Логин:

Сообщение:


Введите цифры изображённые на картинке:


обновить картинку